Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как выбрать куклу

Важно и относится ко всем пунктам: если в описании куклы что-то пропущено, обратите на этот пункт самое пристальное внимание, умалчивают не просто так, не надейтесь на чудо. Но лучше спросить, быть может, действительно о чём-то забыли.

Покупая на настоящих "живых" аукционах имейте в виду, что устроители делают всё допустимое этикой, чтобы продать, и если в описании написано, что платье или туфли оригинальные или старинные, значит именно так и есть, но насчет остального - на ваш риск. В интернете все много запущеннее. Но уже стали появляться хорошие продавцы, это положительная тенденция.

Вообще, слово "оригинальный", имеющее гипнотическое воздействие на умы покупателей, может означать, что оригинальные - читай старинные - только голова, парик (и то может быть под вопросом) и туловище. Антикварность костюма должна быть подтверждена отдельной фразой. Некоторые продавцы имеют в виду, что "оригинальный" - как купили, так и продаем. Внимательность и осторожность!

1. Оригинальность.

Убедитесь, что это не реплика и не подделка. Про это практически невозможно рассказать в одной статье. И в двух, и в десяти. Это знания, наработанные личным опытом. Опыт добывается при знакомстве с большим количеством кукол в натуре, общением с серьёзными коллекционерами и изучением гор профильной литературы. Поэтому если сомневаетесь, то лучше всего обратиться за помощью к кому-то более искушённому в этом вопросе. Однако, бывают такие сложные случаи, что действительно трудно определить происхождение куклы, особенно это касается маленьких полностью фарфоровых куколок и кукол без маркировок или с неизвестными маркировками.

2. Цена.

Неплохо иметь какой-нибудь ценовой справочник по куклам, например, "200 Years Of Dolls" или "Jan Foulke's Guide To Dolls" - здесь цены указаны подробнее, по молдам, да и описания моделей есть. Заглянуть в них и оценить, не завышена ли цена, и при дальнейшей оценке конкретной куклы отталкиваться именно от нее. В книгах указывается оценка кукол в хорошем состоянии, без повреждений, без перекраски или реставрации (либо с очень качественной и небольшой реставрацией) и в одежде того периода. Если кукла имеет фабричную оригинальную одежду, то к цене справочника советуется прибавить еще 30-50%.

Таким образом, имея отправную точку в оценке, можно идти дальше по пунктам и корректировать цену соответственно состоянию куклы.

Важно: цена справочника имеет значение, если вы покупаете куклу у иностранного дилера (в интернете, например). У российских дилеров все в два-три раза дороже, такие уж у нас отечественные рыночные реалии, которым, впрочем, есть объективное объяснение.

3. Голова.

Голова каждой фарфоровой куклы просвечивается фонарем, чтобы определить ее целостность. Это – самое первое, что следует сделать при осмотре куклы перед покупкой или перед продажей. Следует аккуратно отклеить парик, снять крышку, принести голову в тёмное помещение (или накрыться тканью, как раньше это делали фотографы) и поместив фонарь у самого входа в голову рассмотреть на просвет всю поверхность фарфора. Должны быть видны только затемнения в области расположения гипса и глаз, механизмов и приспособлений (проволочного ограничителя или пробкового упора, к примеру). Обратите внимание на все посторонние полоски и затемнения, объяснения которым вы не находите – скорее всего это подкраска или трещина, невидимая глазу на естественном свету.

Если покупаете через интернет, то просите прислать фотографии «напросвет». Они редко когда получаются качественными, но сам факт их наличия уже говорит о продавце многое.

Дело в том, что покупая куклу с треснувшей головой, нельзя быть уверенным, что трещина не поползет дальше, и при каких-нибудь неблагоприятных температурных или иных обстоятельствах голова не расколется. Замечено, что чаще всего трещинами страдают ранние французские куклы до 1886 г., возможно из-за отличительного признака - отсутствия защитного бортика по периметру головы.

Некоторые коллекционеры принципиально не покупают кукол с повреждёнными головами, и они правы, так как ценность травмированной на голову куклы понижается на 50-80%. Но если кукла вас очаровала своим удивительным шармом, особым выражением лица, можно закрыть глаза на это несовершенство и купить, но это будет покупка исключительно для удовольствия. Продать такую куклу будет сложнее, если только она не суперредкая, и в хорошей кондиции таких нет вообще.

Царапина - царапине рознь, если она поверхностная, то это не так страшно, но решайте сами. Так называемые дефекты отливки досадны, но, как правило, для куклы не страшны. Это может быть вмятина на фарфоре, точки, воздушные пузырьки.

Если продавец отказывается снимать парик и отклеивать затылочек (крышечку) чтобы показать внутренности головы и качество бортика, лучше у него не покупать.

Важно: если кукла с французской маркировкой имеет на голове немецкий тип бортика (см. фото справа) - не пугайтесь, она действительно французская, просто это означает, что она сделана после 1886 года, когда французы перешли от пресссования фарфоровой массы к более экономичному методу литья фарфора в форму, либо голова действительно сделана в Германии по заказу французской фабрики.

У кукол с открытыми ртами тщательно проверить целостность фарфоровых зубов. Обычное количество - 4 (но у некоторых кукол их 6, а у ранных французских - так вообще могут быть два ряда!), наличие кусочка картона, прикрывающего ротовую дырку изнутри, чтобы не просвечивались внутренности головы. Возможно, зубы были реставрированы и заменены на пластиковую вставку, их имитирующую (она входит в комплекты по ремонту) - это тоже можно увидеть изнутри. (На фото слева направо – формованные в молде зубы, отдельно прикрепляемые зубы из фарфора и молочного стекла.)

4. Глаза.

Убедитесь, что глаза оригинального типа. Для этого необходимо посмотреть внутрь головы или попросить прислать фото.


В общих чертах, стационарные эмалевые и папервейт-глаза применяли в модных куклах равно как во Франции, так и в Германии (хотя есть все же исключения, некоторые вставляли простые выдувные), а так же во французских bebes до объединения производителей в SFBJ и в первые годы SFBJ. На фото - папервейт-глаза Jumeau с невероятной детализацией радужки. Обратите внимание на розовые тени - это признак ранней французской куклы. Ранние немецкие куклы делались со стационарными глазами. Примерно с конца 1890-х немцы стали делать спящие глаза (как простые круглые, так и со слегка выпуклой радужкой), французы подтянулись позднее.

Глаза в голову крепятся с помощью гипса. Полностью оригинальный «спящий» глазной механизм встретить сложно, это самая легкоповреждаемая часть в кукле. А за столько лет не только воды утекло, но и стекла побилось…

Если на лбу немецкой куклы под париком есть маркировка в виде выдавленной буквы W (нем. - "wimpern"), то она обязана иметь ресницы. Если их нет, а маркировка есть, то глаза были заменены, или же ресницы утрачены, а воск на глазах перекрашен. Но однако, кукла может иметь ресницы и не иметь маркировку, это зависит от фирмы-производителя, как правило, такую маркировку ставили Kämmer & Reinhardt.

Гипс должен быть неповреждён, механизм цел, воск не подкрашен, глаза без трещин и склеек, а если глаза спящие - воск персикового цвета должен присутствовать в виде век. Качественная реставрация и замена глаз имеет право быть, но должна быть упомянута грамотным продавцом в описании. Но если круглые глаза, которым полагается быть спящими, залиты гипcом стационарно - это грубый ремонт, и за него должны сделать скидку.

5. Роспись лица

Роспись - один из важных моментов, ведь она и дает нам зацепку на кукле - выражение, «look», привлекательность. Оригинальную роспись смыть невозможно - она закреплена обжигом, поэтому если и имеет место перерисовка, то она должна быть видна на просвет фонариком - дополнительный слой краски задержит свет. Если часть лица имеет другой тон, надо быть внимательнее, возможно, под этим скрывается реставрация битой части. 

Разницу между французским и немецким типами росписи тоже можно уловить, пообщавшись с достаточными количеством фотографий и оригиналов. Французские брови - притча во языцех, широкие, размашистые, прорисованные дугами низко над глазами, но эмоциональной нагрузки не несут. Немецкие более приближены к реальности, и дают лицу определённое выражение. После вливания Jumeau в SFBJ в 1899 году знаменитые брови укоротились, да и качество продукции начало ухудшаться буквально с каждым годом. Их известная отливка 1907, сделанная еще по старому молду Жюмо, все равно уже отличается от предшественника более бедной и грубой росписью. К тому же SFBJ много лет использовали торговую марку Jumeau - это штампы на голове, стикеры на теле, надписи на коробках. Поэтому не путайте настоящую куклу Tete Jumeau периода до 1899 года с Tete Jumeau периода SFBJ - это две большие разницы, и цена должна быть соответствующая.

В принципе, я хорошо понимаю тех, кто покупает разваливающуюся куклу исключительно из-за ее личика. И правильно. Все можно заменить на аутентичное в лучшем состоянии, если хорошенько поискать, а вот лицо для куклы – всё.

6. Туловище.

Важная составляющая цены куклы - оригинальное туловище. То есть оно должно подходить как минимум по типу куклы, как максимум - быть того же производителя, но абсолютный максимум - данное при рождении тело - определить сложно, если только вы не видели именно такую же модель в книге.

Французская кукла периода до SFBJ должна быть на французском деревянно-композитном тяжелом теле - довольно выпуклый таз и живот, более толстые руки в предплечье, отсутствуют отдельные круглые шарниры на коленях, стоя кукла имеет красивые спереди ноги, виден лишь разрез на коленях.

Кроме того, надо знать особенности некоторых производителей. Так фирма Heinrich Handwerck славилась своими качественными, сделанными исключительно из дерева туловищами (кроме кистей рук - они из композита), на них сзади ставился красный штамп "Heinrich Handwerck Germany". Хенрих Хандверк умер в 1902 году, и его производство вместе с правом сотрудничать с фирмой Simon & Halbig купила фирма Kämmer & Reinhardt, и продолжила выпуск кукол с маркировкой HH SH, но с безномерным молдом, поэтому эти факты тоже надо сопоставлять. То есть, прижизненная кукла Хандверк с номером молда гарантированно сделана до 1902 года включительно и должна быть на деревянном проштампованном туловище. Некоторые реставраторы, перекрашивая его, оставляют место со штампом. И соответственно, безномерная кукла с маркировкой K&R SH (Кэммер и Райнхардт, голова - Зимон и Хальбиг) никак не может быть до 1902 года.

Фирма Kestner делала туловища в основном из папье-маше, руки и ноги - из дерева. Цвет должен быть охристый золотистый, лак блестящий, сзади - красный штамп Germany или цифры, или то и другое сразу(фото слева). А на кожаных туловищах ставился штамп-наклейка, изображающая корону.

Если шарнирная кукла имеет тело типа «флаппер» - с коленными шарнирами выше непосредственно колен (фото справа), то есть имеющее красивые цельные колени для ношения укороченных нарядов - то это означает, что кукла как минимум конца 1910-начала 1920 гг., когда появился собственно тип флаппер и не может быть заявлена более ранней.

7. Состояние туловища.

Оригинальную раннюю перетяжку - пружинную - вы по понятной причине не встретите. И причина эта – ржавчина. Оригинальная резиновая обычно рассыхается до состояния ломкости. Так что современная резиновая перетяжка - совершенно нормальное явление, главное, чтобы кукла хорошо держала позу. Если ручки-ножки болтаются, не беда, можно перетянуть самостоятельно или обратиться к специалисту. 

А вот покраска должна быть оригинальная. Старое, потертое туловище с сохранившимися красной прорисовкой ногтей на руках и ногах гораздо привлекательнее для коллекционеров, чем покрытое новой розовой краской и утратившее свой вековой шарм и вместе с ним часть стоимости. В этих царапинах и потёртостях - вся кукольная история, столетняя жизнь, ее любили, ею играли дети. И перекраска куклы ее убивает, перечеркивает все, ради чего вы её и покупаете. Мне кажется странным то, что люди специально разыскивая антикварную куклу хотят, чтобы она выглядела, как новая - меняют потрепанный парик на современный, закрашивают дефекты. И в то же время мастера реплик изо всех сил стараются придать своей новой кукле именно старинный вид - пачкают и рвут одежду, делают тело обшарпанным, то есть все то, от чего другие пытаются избавиться.

Если реставратор собирается полностью перекрасить куклу после мелкого ремонта - бегите от него. Тело может иметь следы реставрации, если она сделана профессионально и аккуратно с целью сохранить куклу, а не приукрасить ее - это не сильно  влияет на цену, и наоборот, некачественная и грубая реставрация, равно как ее отсутствие при острой в ней необходимости достаточно ощутимо могут повлиять на цену куклы. Как правило, сильно травмированы поздние куклы с эконом-телами из папье-маше или композита с большим содержанием гипса - оно не выдерживает влияние влаги, игровую и прочую физическую нагрузку и стирается в местах контакта с шарнирами и посадки шеи либо просто может развалиться. Если части тела были заменены, они должны быть соответствующего цвета, стиля и размера.

8. Парик и затылок.

Парик должен быть из натуральных материалов - волосы или мохер. Старинный парик видно сразу (см. фото слева). Часто он собран вручную, и никогда не имеет резинки по диаметру. Соответствие парика данной кукле можно проверить лишь пролистав изрядное количество книг с фотографиями кукол этого производителя. И никакой синтетики! Соответствие стиля прически типу куклы тоже имеет значение. Типичный немецкий кудрявый парик с бантиком сбоку типа «Дейзи» смотрится странно на французской кукле, которой полагается парик с длинными локонами и чёлкой. Парик для куклы-дамы из длинных волос, собранный в высокую, закрепленную шпильками и сеточкой прическу или пучок, глупо смотрится на кукле-девочке.

Затылок должен быть или из папье-маше (часто с дыркой посередине, туда убирались кончики тресов с затылка, если парик с челкой), или пробковый (как правило, французские куклы, см. фото). Затылок на куклах Кестнер примазывался к бортику головы гипсом, это тоже важно знать (на фото справа). Никакого пенопласта!

9. Костюм.

Кукла, имеющая оригинальный и в хорошем состоянии наряд, повышается в цене на 30-50%. Особо ценны старинные туфли - они часто теряются и довольно редки. Такая рассеяность свойственна всем куклам, не только антикварным, вспомните свое детство. По цене оригинальных туфель или наряда фирмы Jumeau вполне можно купить целую куклу Simon & Halbig или Kestner.

Но оригинальный наряд может быть в плачевном состоянии, как правило это касается шелка и шерсти. Шелк истончается и тлеет, разваливаясь на глазах, а шерсть часто бывает изъедена молью, что некрасиво выглядит. Поэтому не стоит переплачивать за оригинальный, но сильно порченный костюм, лучше остановить выбор на кукле в костюме того же периода, сшитого хозяйкой куклы, или современного (или винтажного), хорошо сшитого по моде того времени из старинных тканей и кружев.

Белье часто сохраняется оригинальное, но тем не менее проверьте, нет ли там полиэстера, синтетических кружев или кошмара коллекционера – старинных кружев, нашитых на синтетическую ткань.  Синтетика в ткани (и в парике, кстати) выявляется тестом «на поджиг». Синтетическое волокно кипит и плавится в твердый шарик. Натуральное – пахнет жженым пером или бумагой и легко рассыпается в пепел. 

Что делать с костюмом - решать вам. Конечно же, предпочтительнее, чтобы ничего в кукле не приходилось переделывать, хотя туфли все же приходится искать отдельно, у половины кукол они современные по причине утраты оригинальных. Некоторые же любят процесс шитья аутентичной одежды, и поэтому спокойно покупают кукол без нее, тем самым неплохо экономя.

Соответствие костюма году рождения куклы - важный момент. Классическая кукла-ребенок 1890 - 1900 годов не может носить короткое платье для флаппера, равно как и платье для леди, утянутое в талии и с кринолином. Тогда в моде была заниженная талия с бантом сбоку или сзади. Богатый костюм от французских Bebe до 1900 года также стоит, как среднестатистическая немецкая кукла и никак ей не подходит, равно как и наоборот. Немецкие производители тем и взяли французский рынок, что дали народу более доступные куклы, одевая их красиво, но более сдержанно и, соответственно, более дешево. Французская или немецкая модная кукла не может быть одета в простецкое платье от чайна-куклы, хотя и те, и другие имеют четкие талии и схожий силуэт.

Стирка костюма - отдельный вопрос. Некоторые любят, чтобы пятна и пыль присутствовали на одежде, это дает ощущение старины и ценности куклы. Другие тоже ценят эти ощущения, но все же и здоровье свое ценят, поэтому то, что можно постирать без вреда для внешнего вида, стирают, как правило это только хлопок. В конце концов, когда она продавалась сто лет назад, она была чистая.

10. Общее впечатление.

Конечно, если кукла запала в душу, можно закрыть глаза на многое вышенаписанное, это ваши деньги, ваши ощущения. Тут важно определиться, для чего вы это делаете - начинаете коллекцию, хотите вложить средства в антиквариат, хотите, чтобы у вас это тоже было, хотите украсить свой дом, хотите... да ничего не хотите, вы влюблены в нее по уши!

Первые два случая требуют внимательного отношения к предмету, иначе это выброшенные деньги. То есть предполагается, что вы когда-нибудь куклу продадите. Третий и четвертый - все же пограничные состояния между первыми и последним, будьте внимательны, но по мелочи требования можно снизить. Тут важно, чтобы было не стыдно и себе посмотреть, и людям показать. Последний же случай... Влюбленное ухо к учению глухо, так что - вперед к любимой!

© happydolls.ru

В начало статьи